КАРТА ПРИСУТСТВИЯ В РЕГИОНАХ
[X]
КАРТА ПРИСУТСТВИЯ В РЕГИОНАХ

ИНФОРМАЦИЯ ПО РАБОТЕ СОТРУДНИКОВ АО «ТПК» В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ





Карта присутствия в регионах

Карта присутствия в регионах

Решение проблемы безопасности данных интегрированными средствами Oracle

С началом работы программ лояльности, появилась возможность накапливать скидки, предоставляемых продавцами в виде  бонусов, и оплачивать ими покупки. Сотрудники, обрабатывающие данные программ лояльности, оказываются перед соблазном использовать свои права доступа для неправомерных действий. Дмитрий Юдин, директор по развитию бизнеса Oracle СНГ, и Сергей Петраков, начальник службы информационной безопасности АО «ТПК», специализированного оператора по процессингу пластиковых карт на корпоративном и розничном топливном рынке, рассказывают, почему тем, перед кем стоит задача защиты данных, стоит сосредоточиться не на поиске мошенников в своей команде и устранении последствий мошенничества, а на превентивных мерах защиты данных в информационных системах. О том, как с помощью встроенных в базы данных инструментов, можно исключить возможность мошенничества до того, как оно произошло.

 

 

Почему данные программ лояльности стали объектом интереса мошенников?

 

 

В «аналоговые» времена масштабы мошенничества в любой индустрии зависели от объема денежных потоков и уровня безопасности. Сегодня в этом построении появились новые измерения. Значительные объемы движущихся средств по-прежнему привлекают интерес потенциальных злоумышленников. Однако во времена, когда все индустрии переходят к обмену цифровыми данными, доступ к этим данным  с использованием цифровых технологий становится более привлекательным для мошенников – он дает возможность делать это оперативно, удаленно, скрытно, то есть относительно безопасно для злоумышленника.

 

«Цифровизация топливного ритейла охватывает, в числе прочего, программы лояльности для физических лиц - комментирует Сергей Петраков, - а также корпоративные топливные программы, участниками которых являются юридические лица, заключившие контракты на поставку, продажу нефтепродуктов.  В обеих программах конечный пользователь проводит расчеты на АЗС, используя соответствующие пластиковые карты или иные, замещающие карты цифровые сущности (QR-код, штрих-код, токен и др.) Объем средств, проходящий через корпоративную топливную программу существенно больше по отдельной покупке, но число участников программ лояльности при этом значительно выше. Случаи мошенничества встречаются во всех программах, но программы лояльности становятся особенно привлекательными для злоумышленников за счет растущего объема передвигающихся средств, высоким уровнем использования современных цифровых технологий, возможностью применения, так называемых, технологий социальной инженерии на участниках программы. Для корпоративных программ возможности злоумышленника ограничены контрактной сущностью взаимодействия юридических лиц и реальной целью мошенника может стать задача по обналичиванию средств на АЗС или воздействие на данные в информационной системе, которое позволит, например, подставному юридическому лицу незаконно получить по картам топливо».

 

Борьбу с мошенничеством можно разделить на два больших направления – борьба с мошенничеством на уровне конечного пользователя и противодействие мошенничеству на уровне информационных систем. Если первое направление это, как правило, совместная работа служб безопасности всех участников программ, включая и конечного пользователя, то второе направление это забота, в первую очередь, оператора, владельца информационной системы. Обеспечить безопасность данных в информационной системе - именно так представляют себе основную задачу безопасности в Топливной Процессинговой Компании, осуществляющей услуги процессинга по топливным программам и программам лояльности своих партнеров – операторов сетей АЗС.

 

 

На каких этапах обработки данных по программам возможны неправомерные действия?

 

 

Разрабатывая комплексную защиту данных программы лояльности, в ТПК проводят анализ и систематизацию потенциальных точек мошенничества в своих информационных системах. Неправомерные изменения могут происходить со  стороны клиента, приложений, работающих с системой процессинга, а также может осуществляться непосредственное воздействие на базы данных, являющихся ядром работы процессинговых систем.

 

 «Новые технологии на стороне клиента появляются постоянно, - объясняет Сергей Петраков, - К примеру, это мобильные приложения, виртуальные карты и другие инструменты, которые используются при покупке в качестве инструментов программы лояльности. С интеграцией каждого нового инструмента появляются новые уязвимости. Мошенники стремятся их обнаружить и создать механизмы, с помощью которых можно эти уязвимости использовать. Однако все эти способы мошенничества находятся на стороне клиента, за границей периметра наших систем, в которых хранятся данные. Поэтому мы можем бороться с потенциальными злоупотреблениями на стороне клиента только в определенных пределах. Используются для этого системы антифрода, специальных ограничений в правилах программы, обеспечивающих безопасность со стороны клиента. Это важно, но это не поможет, если мошенником окажется инсайдер, имеющий доступ к данным в базах на нашей стороне».

 

Инсайдеры – это сотрудники, непосредственно работающие с данными. Это администраторы прикладных или операционных систем, администраторы баз данных. Они либо уже обладают достаточно широкими правами доступа, позволяющими вносить изменения в данные, либо могут пытаться расширить свои права. Привилегированный доступ дает администратору возможность проводить определенные операции вручную. Таким образом, мошенничество, даже если оно инициировано третьими лицами, осуществляется руками инсайдера.

 

 

Выработка принципиального решения

 

 

В ТПК пришли к выводу, что наиболее эффективным способом противостоять неправомерным действиям инсайдеров можно, ограничивая права привилегированных пользователей и лишая их возможности получить доступ к  данным, в которые необходимо внести изменения, чтобы провести неправомерную операцию. Делать это удобнее всего непосредственно внутри баз данных, с помощью инструментов, контролирующих и ограничивающих действия привилегированных пользователей и делающих часть данных «невидимыми».

Эти подходы позволяют решать проблемы безопасности данных наиболее кардинально. Не наделяя привилегированных пользователей достаточным объемом прав для внесения важных изменений и фиксируя каждое их действие для дальнейшего анализа, компания, осуществляющая процессинг карт, привязанных к какой-либо программе, создает сдерживающий фактор, препятствующий вмешательствам.

 

 

Выбор средств, ограничивающих действия инсайдеров

 

 

Выработав принципиальное решение, в ТПК приступили к формированию комплекса средств, необходимых для контроля доступа и действий администраторов.

Основой для комплексной защиты послужили два ключевых решения. Одно из них должно было обеспечить шифрование хранящихся в таблицах конфиденциальных данных пользователей, с возможностью защитить данные даже в случае исчезновения носителя или файла. К таким данным могут относиться, например, номера кредитных карт, персональные данные клиентов программ. Второе решение должно было внести четкие ограничения в права доступа для всех пользователей, в первую очередь, привилегированных.

Помимо ключевых составляющих в комплекс должны были войти и другие средства, например, для фиксирования всех операций. Такие средства расширяют функционал системы безопасности, не работая непосредственно с данными в базах.

Когда основной набор инструментов был определен, перед ТПК возникла необходимость выбора  используемых средств. При этом использование преимущественно именно встроенных средств дает серьезные гарантии сохранения производительности и надежности работы самой базы данных в высоконагруженных процессинговых системах. Используя в качестве ядра процессинговой системы базу данных Oracle, в ТПК, в первую очередь, ориентировались на комплекс средств безопасности, имеющихся для данного продукта в виде встроенных опций, позволяющих ограничивать доступ к данным, разделять полномочия распределения доступов между администраторами и сотрудниками безопасности, решать задачи контроля действий привилегированных пользователей. Рассматривались также варианты средств сторонних вендоров, работающие с базами данных этого производителя и доступные на рынке.

 

 

Выбор между интегрированными средствами и внешними решениями

 

 

Одна из сложностей использования средств от сторонних разработчиков в том, что любые решения взаимодействуют с базой данных. Они обращаются к ней, к примеру, чтобы получить доступ к логам. В случае с внешними решениями возникает две проблемы. Первая связана с тем, что работа надстройки может негативно влиять на работу базы данных, в том числе, снижая производительность и вызывая сбои. Вторая проблема заключается в не вполне проработанной процедуре получения технической поддержки в случае возникновения сбоя.

Практический опыт подсказывал, что каждый вендор готов с полной ответственностью отвечать только за работу своих инструментов. В работе интегрированных средств Oracle также могут возникать сбои, однако процедура решения проблем в этом случае более прозрачна и понятна. В условиях, когда система, осуществляющая процессинг, непрерывно работает в режиме высокой нагрузки, отказоустойчивость и поддержание производительности на высоком уровне становятся ключевыми факторами. Любая неопределенность с процедурой получения поддержки вызывает сомнения в целесообразности применения решений от сторонних производителей и делает более предпочтительной работу с интегрированными средствами.

 

«При небольшом объеме транзакций мы пользовались бы большей свободой действий и могли позволить себе тестировать различные решения, не особенно заботясь об отказоустойчивости и сохранении производительности, - комментирует Сергей Петраков, - Но поскольку для нас именно стабильность важнее всего, мы предпочли ориентироваться на те средства, которые максимально оптимизированы и сбалансированы для работы именно в той базе, которой мы пользуемся. Важнейшую роль в выборе сыграла возможность получить техническую поддержку, не останавливая работу».

 

Использование баз данных Oracle на практике уже само по себе представляет комплексную задачу. В решение входит программное обеспечение, созданное Oracle, и оборудование, предоставленное партнером. Добавлять к этому дополнительные решения от стороннего разработчика – значит делать этот комплекс еще более сложным. Когда стоимость минуты простоя очень высока, служба поддержки должна быть не просто доступна. Она должна быть доступна через единую точку обращения в случае возникновения проблем с программной и аппаратной частью. Поддержка Oracle обеспечивает возможность единого доступа в случае возникновения проблем любого характера.

Еще один важный аспект – возможность решить проблему, не останавливая обработку данных. Анализ причин сбоя требует моделирования ситуации, которая привела к возникновению ошибки. Сотрудник поддержки производителя может отследить или воссоздать ситуацию, не останавливая процессы. В случае возникновения проблемы по вине внешнего решения обработку данных придется останавливать, чтобы воссоздать условия, при которых возникла ошибка.

При необходимости обеспечить стопроцентную отказоустойчивость, угроза простоя оказывается более весомой для принятия решения, чем любые преимущества маркетингового характера, предложенные третьим производителем. С учетом этого в ТПК сделали выбор в пользу интегрированных решений Oracle.

Еще одним важным фактором, повлиявшим на решение, стала простота развертывания опций безопасности. Развертывание происходит в формате консультаций. Сотрудники вендора предоставляют полную документацию по своим решениям с указанием релевантных пунктов, на которые необходимо обратить особое внимание. При такой процедуре нет необходимости выделять для развертывания отдельную команду. Развертывание решения в таком формате происходило поэтапно и заняло несколько месяцев с учетом проведения полного цикла проверок на тестовых, предпродуктивных средах.

 

 

Какие интегрированные решения Oracle используют в ТПК?

 

 

В качестве средства для шифрования данных клиентов программ лояльности в ТПК используют Oracle Advanced Security Transparent Data Encryption (TDE). Это решение обеспечивает возможность управления ключами шифрования и прозрачность шифрования конфиденциальных данных. В TDE задействован механизм шифрования на основе команд DDL. Он полностью исключает необходимость в изменении приложений и создании дополнительных программных средств для управления ключами шифрования, триггеров и представлений в базах данных. Шифрование дает возможность реализовать многоуровневую глубокую защиту. Данные защищены как при передаче, так и при хранении.

Для контроля и анализа доступа привилегированных пользователей в ТПК выбрали решение Oracle Database Vault. Это решение повышает безопасность существующих приложений и обеспечивает соответствие нормативным политикам, предписывающим разделение обязанностей и минимальные привилегии для пользователей любого уровня. Оба эти решения используют превентивный подход и профилактическую защиту данных приложений от доступа привилегированных пользователей, вне зависимости от того, санкционированные эти действия или неправомерные.

 

«Наибольшую опасность представляет персонал с высоким уровнем доступа, - комментирует Сергей Петраков, - Принимая на работу администраторов, мы проводим многоступенчатые проверки. Однако, даже в этом случае, сотрудник, пользующийся расширенным доступом к данным, продолжает быть «слабым звеном». Средства шифрования и ограничения доступа позволяют технологически лишить его возможности вносить изменения вручную. К примеру, мы можем закрыть часть данных таким образом, что пользователю они будут не видны. При необходимости внести изменения в весь объем данных необходимо ставить в известность службу безопасности и проходить двухуровневую идентификацию – с помощью доступа администратора и с помощью доступа сотрудника безопасности. Таким образом, для внесения изменений необходимы согласованные действия, и этот принцип сам по себе позволяет уменьшить количество «слабых звеньев».

 

 

Результаты

 

 

Использование средств Oracle и распределение ролей между командами безопасности и администраторами предоставило возможность ТПК не заниматься расследованием случаев несанкционированных изменений в тот момент, когда предполагаемое мошенничество уже произошло, а предотвращать саму возможность таких случаев. При этом, средства безопасности не являются надстройкой над базами данных Oracle и представляют собой неотъемлемую часть программного комплекса. Эта особенность дает возможность сохранить максимальную отказоустойчивость и исключить простои при возникновении проблем.

 

Источник: https://habr.com/ru/post/557348/