КАРТА ПРИСУТСТВИЯ В РЕГИОНАХ
[X]
КАРТА ПРИСУТСТВИЯ В РЕГИОНАХ

Карта присутствия в регионах

Карта присутствия в регионах
О проведенном анализе действующего
законодательства, в настоящее время, и
предшествующего законодательства, в области
классификации взрывоопасных зон на АЗС/АЗК


Аналитическая записка

      Согласно проведенному анализу, в части зонального разграничения взрывоопасных зон на АЗС, было выделено два основных этапа, которые формировали различные подходы к определению размеров зон, в соответствии с действующим, в различные временные периоды законодательством:

 

  1. В период с 1985 г. по 2002 г., размеры и классификация взрывоопасных зон определялись Правилами Устройства Электроустановок (далее ПУЭ) 6-го издания, утвержденными Минэнерго СССР 1985г. Этим же документом определялась классификация взрывоопасных смесей, классификация и маркировка взрывозащищенного оборудования, общие требования к выбору оборудования для взрывоопасных зон и т.д.

Согласно ПУЭ 6-го издания, пространство у наружных технологических установок, закрытого типа, содержащих горючие газы или ЛВЖ, считалось зоной В-1г и должно было составлять не менее 3 метров, по горизонтали и вертикали, от источника взрывоопасной зоны (в данном случае мы рассматриваем ТРК). При этом, если какое-либо электротехническое оборудование размещалось во взрывоопасной зоне В-1г, то его оболочка должна была иметь степень защиты уровня не менее «повышенной надежности против взрыва».

Однако, данные Правила вступали в противоречие ГОСТу 9018-89 Межгосударственному стандарту «Колонки топливораздаточные», согласно которому, в информационном блоке может применяться электрооборудование общего назначения без средств взрывозащиты, при условии выполнения корпуса электрооборудования со степенью защиты, обеспечиваемой оболочкой, не менее IP54 по ГОСТ 14254 и обязательным созданием в конструкции колонки свободно вентилируемого пространства между электрооборудованием информационного блока

 

и другими блоками колонки, а также герметизацией кабельных вводов в электрооборудовании информационного блока (см. рис. ниже)

 

 

Кроме того, в связи с развитием технологий и материалов используемых при производстве ТРК и иного взрывозащищенного оборудования, качество и безопасность производимого взрывоопасного оборудования возросли многократно.

Поскольку основная часть оборудования для АЗС поступало из-за рубежа, соответствовало европейским стандартам, имело европейские Сертификаты, в том числе было предназначено для зон иного категорирования, возникала необходимость либо разработки новых собственных стандартов, либо принятие европейских.

В 1999 году была предпринята попытка «гармонизации» европейских и российских стандартов, в результате которой появился ГОСТ 51330.9-99, где попытались прировнять требования ПУЭ 6-го издания и требования европейского стандарта МЭК 60079. Результатами данной работы стала следующая таблица:

 

Однако, в силу совершенно различных подходов к определению и расчету взрывоопасных зон, ГОСТ 51330.9-99 привнес ещё больше непонимания и невозможности правильной классификации взрывоопасных зон на АЗС.

В результате сложившейся правовой коллизии, в 2002 году было узаконено эпохальное решение о следующем:

  • Введение в действие полностью переводного стандарта МЭК 60079-10:2002 в статусе ГОСТа.
  • Выпуске 7-го издания ПУЭ, с изъятием из Правил глав 7.3 и 7.4, как не соответствующих вновь принятым стандартам расчета взрывоопасных зон, определений касающихся оболочек взрывозащищенного оборудования и т.п.

Переходим ко второму этапу…

 

 

  1. Начиная с 2002 г., были разработаны и приняты такие нормативно правовые акты и ГОСТы как:
  • Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
  • Комментарии ФЗ №123 органа по сертификации «Пожтест»
  • ГОСТ Р МЭК 60079-10:2002 и его более поздние издания
  • ГОСТ Р 52350.10-2005 и его более поздние издания

В результате изменённых требований к наименованию, расчету размеров и описании характеристик, при составлении классификации взрывоопасных зон на опасных объектах (в нашем случае АЗС), были, в том числе, обозначены следующие моменты:

  • В проектно-сметной и эксплуатационной документации АЗС должен присутствовать раздел расчета взрывоопасных зон (НПБ 111-98, НПБ 105-3, Правила технической эксплуатации АЗС)
  • Классификация взрывоопасных зон, в зависимости от частоты и длительности присутствия взрывоопасной смеси подразделяются на следующие классы (ФЗ №123, ГОСТ Р МЭК 60079-10-1-2008, ГОСТ Р 52350.10-2005):
  • зона класса «0»
  • зона класса «1»
  • зона класса «2»
  • После выполнения классификации зон, должна быть проведена оценка риска, чтобы оценить потребность в применении оборудования с более высоким или более низким, по сравнению с обычно необходимым уровнем защиты оборудования с последствиями воспламенения взрывоопасной среды (ГОСТ Р МЭК 60079-10-1-2008)
  • После установления класса зон и оформления соответствующих документов не допускается замена оборудования или изменение хода ведения технологического процесса. Это возможно только с согласия уполномоченного лица (организации), отвечающего за классификацию зоны (ГОСТ Р МЭК 60079-10-1-2008, ГОСТ Р 52350.10-2005)

 

Предлагаемый ЗАО «ТПК» платёжный терминал, уличного исполнения, предназначенный для безоператорных и смешанных АЗС, имеет:

  • обязательный Сертификат соответствия ГОСТ Р,
  • добровольный Сертификат соответствия пожарной безопасности,
  • добровольный Сертификат защиты оболочки терминала по классу IP54.

Исходя из имеющихся Сертификатов, становится очевидным, что установка ОРТ возможно только за пределами взрывоопасных зон, указанных в классификаторе. В свою очередь, согласно действующему законодательству (ФЗ №123, ГОСТ Р МЭК 60079-10-1-2008, ГОСТ Р 52350.10-2005, НПБ 111-98, НПБ 105-3), классификатор взрывоопасных зон должен присутствовать на любой АЗС, как опасном объекте, т.к. это единственный документ устанавливающий количество, размер и описание взрывоопасных зон и прилегающих территорий, исходя из имеющихся на объекте источников.

 

Отдельно хочется отметить, что согласно Законодательству РФ, такие документы как:

  • Нормы пожарной безопасности 111-98, утверждены Приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25
  • Нормы парной безопасности 105-03, утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 314
  • Правила технической эксплуатации АЗС, утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации  от  1  августа  2001  г. N 229

являются подзаконными нормативными актами, утверждены профильными Министерствами и основаны на законе и не могут противоречить ему. Соответственно, они обладают меньшей юридической силой в сравнении с законом.

Основными законодательными актами, регламентирующими вопросы в части взрывобезопасности на территории РФ, являются:

  • Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
  • ГОСТ Р МЭК 60079 и его разделы
  • ГОСТ Р 52350 и его разделы